Тема: Местоимение
Цели: Формирование навыков правописания местоимений с предлогами и
без них, заменять имя существительное местоимением соответствующего ему рода.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, связную речь учащихся.
Воспитывать чувство уважения и любви к женщине - матери.
Оборудование: грамзапись песни «Самая хорошая» В. Иванникова; раздаточный и демонстрационный материал по определению местоимений по лицам, карточки трех уровней сложности.
Ход урока.
I. Организационный материал.
Учитель. Все встали, подравнялись. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Улыбнемся гостям. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте замной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы урока.
У. Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают
только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи.
Вы уверены в своих словах? (Да).
- Тогда внимание – первое испытание.
- Прочитайте слова:
На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, нас,
тот, эта, но.
- Что вы заметили?
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Дети. Здесь слова разных частей речи.
- Есть предлоги: в, на, под; союзы а, но
- Есть сущ. – нос
- Два глагола – мни, мнём
- А остальные слова местоимения.
У. Замечательно. Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить.
Давайте напишем эти местоимения в тетрадки. Но сначала подготовим пальчики к работе.
III. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк).
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.
до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладони и говорят:
- Вышли пальцы погулять.
1. Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
2. Игра – упражнение «Согреем пальчики».
Проглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
3. Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, затем другой, потом в обратном порядке.
4. Игра «Пианино».
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю на внешней стороне:
правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный;
левого большого пальца:
- Самый толстый и большой;
правого указательного пальца:
- Этот пальчик для того…;
левого указательного пальца:
- Чтоб показывать его;
правого среднего пальца:
- Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:
- И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:
- Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:
- Он избалованный самый;
правого мизинца:
- А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:
- Очень ловок и удал.
У. Встряхнем пальчики и возьмемся за работу.
IY. Минутка чистописания.
У. Итак, чистописание.
- Прочитайте хором предложение.
Д. Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
- О чем говорят эти троки?
Д. Эти строки о дружбе. Все вместе, наш класс тоже, одна дружная семья.
В дружбе – сила.
У. Тетради с наклоном – раз.
Ручки на внимание – два.
Сначала пишем только местоимения, а потом предложение.
Начали работу.
Y. Обобщение знаний о местоимении.
У. Итак, вспомним:
Что такое местоимение?
Д. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Например: У дома растут красивые цветы. Они цветут все лето. Местоимение они указало на цветы – на предмет.
У. С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее. Слушайте внимательно. Я называю местоимения, а вы вспоминайте все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы.
Д. Это личные местоимения.
Эти местоимения указывают на лицо.
У. Сколько лиц у местоимений, вы знаете?
Д. Три.
- Первое лицо – это сам говорящий.
- Второе лицо – собеседник.
- Третье лицо – человек, не участвующий в речи.
Парная работа: Расставить местоимения по лицам
У. На улице сегодня ветер. Местоимения разлетелись. Расставьте их в нужные места. Работаем в парах. Кто закончил, показываем крышу. На доске работает Катя.
Д. 1 лицо – я, мы.
2 лицо – ты, вы – для выражения вежливости в место местоимения ты говорят вы. Вы пишем с большой буквы.
3 лицо – он, она, оно, они.
Проверка. Ученик у доски читает задание с объяснением.
У. А что еще вы знаете про личные местоимения?
Д. Личные местоимения изменяются по числам. Например, я – единственное число, а мы – множественное число.
- Местоимения третьего лица изменяются по родам.
Он – м. р., она – ж. р., оно – с. р. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.
У. Умнички. А сейчас сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
1. Загадка первая.
Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто» можно испечь пирог? (Тесто)
На доске: те.
2. Следующая загадка.
За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (Заяц – это местоимение я).
На доске: те, я.
3. Третья загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ло, чтобы получить неодушевленный предмет? (Мыло – местоимение мы).
На доске: те, я, мы.
4. А теперь самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог мы.
(Вымыты – местоимения вы, мы, ты).
На доске: те, я, мы, вы, ты.
- А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили?
(Местоимение те – указательное местоимение, а остальные – личные местоимения).
|