А.Т. Твардовский «Две кузницы» Цели урока: Познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского. Обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла, расширять словарный запас детей. Развивать творческие способности детей, умение работать в группе. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Выразительное чтение, выставка рисунков. III. Актуализация знаний. Постановка цели. (Слайд № 1, 2)
- Соедините имя отчество и фамилию уже известных вам поэтов: Брюсов Николай Степанович Есенин Валерий Яковлевич Гумилев Александр Трифонович Цветаева Вероника Михайловна Твардовский Сергей Александрович Тушнова Марина Ивановна - Сегодня мы прочитаем стихи А. Твардовского. (Слайд № 3) IV Подготовка к восприятию. а) Слово учителя. А. Твардовский - родился и вырос в Смоленской области, в деревне Загорье, в семье крестьянина-кузнеца. Отец приучил сына к чтению. Самой любимой книгой Твардовского был том стихов Некрасова, подаренный отцом. А день, когда учительница прочитала классу, где учился будущий поэт, гоголевскую «Ночь перед Рождеством», Твардовский вспоминал, как «один из счастливейших» в своей школьной жизни. В автобиографии Твардовский так рассказывает о своем детстве: «Отец был человеком грамотным и даже начитан по - деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой - либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина. «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихо¬творениями Лермонтова, Некрасова. А.К.Толстого, произошло таким именно образом. Отец и на память знал много стихов, чуть ли не всего «Конька - горбунка» Кроме того, он умел и любил петь... Мать... до слез трогал звук пастушьей трубы, или отголосок песен с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца... Стихи писать я начал до овладения первичной грамотой» (Слайд № 4) В 14 лет Твардовский начинает работать корреспондентом сельской газеты. Начинает публиковать свои стихи, а затем и более крупные произведения - поэмы. В годы войны он написал поэму «Василий Теркин», в 50-60 годах - поэму «За далью-даль», отрывок из которой помещен в ваших учебниках. (Слайд № 5) V. Работа над новым материалом (Слайд № 6-9)
б) Лексическая работа перед прочтением. (Слайд № 10) Запись на слайде: Кузница- мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. Хутор - земельный участок с усадьбой владельца. Подворье - заезжий, постоялый двор. Горн - печь для переплавки металла, а также кузнечный очаг с мехами и поддувалом для накаливания металла. Наковальня - железная подставка, опора для ковки металла Скудный - бедный. Деготь - темный смолистый жидкий продукт. VI. Чтение и анализ прочитанного стихотворения. а) Выразительное чтение учителем. - Какое настроение вызвало у вас прочитанное? - Какие слова и выражения говорят об этом? (Сиротский, усталый, печальный.) - Какие картаны вы себе представили? Что нарисовало ваше воображение? - Можно ли этот отрывок назвать автобиографическим? Почему? - Что мы узнаем из поэмы о семье героя? - Какие слова употребляет автор, рисуя крестьянскую небогатую жизнь? - С каким чувством вспоминает автор эту кузницу? (С благодарностью, слюбовью.) - Есть ли у вас такое дорогое сердцу место на земле, которое вы «поминаете добром»? VII. Физкультминутка б) Самостоятельное чтение. • Прочитайте, как описан родной край? • Найдите в тексте: как часто приходилось - отцу поэта выполнять заказы. • Что главное в каждой части? (1 часть - воспоминания о детстве; 2 часть - взгляд на прошлое человека, прожившего жизнь, оценка его.) • Положительно или отрицательно поэт оценивает прошлое? Подтвердите словами текста. («Я и добром, как говорится, II Ее обязан помянуть») • О чем поэт говорит: «И пусть она не повторится »? (Семью Твардовского в то время посчитали зажиточной и сослали в Сибирь как кулаков. Поэтому поэт ни за что бы не хотел повторения времени, судьбы.) - Какой нравственный урок преподнес автор в этом стихотворении? (Необходимо уметь найти в неизбежно плохом, какие-то положительные моменты и на них опираться. Запоминать в жизни только хорошее. Об ушедшем вспоминать только с добром.) VIII. Закрепление изученного - Какие чувства вы хотели бы передать при чтении этого стихотворения? - Подготовьтесь читать это стихотворение по строчке. Каждая парта будет читать четверостишие - через строчку. Потренн-руйтесь в парах. Чтобы стихи звучали без запинок, красивс. выразительно, - слушайте друг друга очень внимательно. Учитель распределяет четверостишия. Дети тренируются в парах. Выразительное чтение по цепочке. IX. Итог урока -Задумались ли вы, почему этот отрывок называется «Две кузницы»?(Слайд № 11) (Так называется глава поэмы. В ней автор сравнивает, сопоставляет кузницу, которую он помнит с детства - старую, маленькую деревенскую - и главную кузницу страны - куда он попадает уже будучи взрослым человеком - Урал, его металлургические, горнодобывающие, сталслитейные заводы). (Слайд № 12)
X. Домашнее задание: (Слайд № 13) с. 150-152 (читать выразительно). Самостоятельно прочитать стихотворение «Хлеб» Н. Рубцова
|